Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
54, С. 526-530 опубликовано: 19 декабря 2023г.


ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

[Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии, комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания.

В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

П. б. к. регулярно предоставляет Папскому престолу отчеты о результатах работы с указанием на то, что «должно быть принято в полной мере, требует дальнейшего изучения или может быть оставлено на усмотрение каждого» (Ibid. 40. 144). Обязательным стало регулярное проведение заседаний П. б. к. и публикация материалов этих заседаний.

В 1909 г. был основан Папский библейский институт. Апостольским посланием «Scripturae Sanctae» от 23 февр. 1904 г. папа Римский Пий X (1903-1914) учредил ученые степени лиценциата и доктората в области библейского богословия (theologia biblica) и даровал П. б. к. право присваивать степени выпускникам Папского библейского ин-та (до 1916).

Первым президентом П. б. к. был кард. Л. М. Парокки (1833-1903), секретарь Конгрегации римской и вселенской инквизиции (1896-1903). Важные адм. функции были возложены на секретарей П. б. к., обладавших широкими полномочиями. Идеологическое направление, избранное П. б. к. на заре ее существования, во многом определялось деятельностью 1-го секретаря комиссии Ф. Г. Вигуру. Будучи идейным противником франц. библеиста М. Ж. Лагранжа, он отстаивал историчность библейских повествований и являлся ревностным защитником консервативных взглядов в отношении интерпретации Свящ. Писания. С именем Вигуру связан 1-й период деятельности П. б. к., ознаменованный введением жестких ограничений на использование критической методологии в библейских исследованиях.

1-й этап (1902-1936): критика модернизма, период «ответов»

С момента основания П. б. к. оказалась в центре антимодернистской полемики, что определило приоритетные направления работы комиссии на протяжении 30 лет. Папа Римский Пий X рескриптом «Praestantia Scripturae» от 18 нояб. 1907 г. указал П. б. к. на необходимость следовать антимодернистским предписаниям из ранее опубликованных документов: декрета верховной Конгрегации римской и вселенской инквизиции (впосл. верховная Конгрегация Sanctum Officium; ныне Конгрегация вероучения) «Lamentabili sane exitu» от 3 июля 1907 г. и папской энциклики «Pascendi Dominici gregis» от 8 сент. 1907 г. Исполнение декрета и энциклики стало обязательным, неисполнение каралось наказанием вплоть до отлучения от Церкви. В семинариях и религ. ин-тах деятельность профессоров и работы студентов попали под строгий надзор; была введена цензура научных публикаций. Одновременно активизировалась научная деятельность П. б. к.: папским декретом «Quoniam in re biblica» от 27 марта 1906 г. было введено специализированное изучение библейских дисциплин и языков в семинариях, указано на необходимость пересмотра текста Вульгаты на предмет текстологического обоснования его первоначальных вариантов чтения («Иеронимов текст») в наиболее древних кодексах. П. б. к. создала комиссию по пересмотру Вульгаты и поручила осуществление этого проекта ордену бенедиктинцев. Плодом этой работы стали изданные в 1926 и 1929 гг. первые 3 книги Пятикнижия..

Параллельно П. б. к. был подготовлен и издан ряд постановлений, касавшихся богословской трактовки и вероучительного авторитета книг Свящ. Писания: с 1905 по 1921 г. вышли декреты об авторстве Пятикнижия, о характерных чертах и авторстве Книги прор. Исаии, об исторической природе первых 3 глав кн. Бытие, об авторах Псалтири и времени ее составления, о достоверности и историчности Евангелия от Иоанна, о Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, о синоптической проблеме, о кн. Деяний св. апостолов, о Пастырских посланиях, о Послании к Евреям, о парусии и Втором пришествии Христа в Посланиях ап. Павла. Все определения имели апологетическую направленность.

При папе Римском Пие XI (1922-1939), к 1934 г., были приняты 2 новых декрета, а также на основании motu proprio «Bibliorum scientiam» от 27 апр. 1924 г. введена обязательная аттестация преподавателей библейских дисциплин в семинариях: успешное прохождение аттестации давало возмоность получить ученые степени бакалавра и лиценциата в П. б. к. или в Папском библейском ин-те.

Согласно декларации от 15 февр 1909 г., офиц. печатным органом П. б. к. стали «Деяния Апостольского престола» (Acta Apostolica Sedis), а издательством - Ватиканская типография (Libreria Editrice Vaticana). Ватиканская б-ка предоставляла членам и сотрудникам П. б. к. богатейшие, в т. ч. рукописные фонды для проведения научных изысканий. С 1927 г. комиссия курировала издание в Риме сборников правовых документов и постановлений, относившихся к интерпретации Свящ. Писания,- Enchiridion Biblicum.

2-й этап (1936-1971): смена парадигмы

Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г.
Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г.

Кард. Эжен Тиссеран. Фотография. 1958 г.
При кард. Э. Тиссеране (1884-1972; президент П. б. к. в 1938-1946), ориенталисте, хранителе рукописных фондов Ватиканской б-ки, была подготовлена энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г., определившая герменевтические принципы и направления библейских исследований на неск. десятилетий. В этот период изданы неск. документов, к-рые затрагивали вопросы библейской экзегетики. Было рассмотрено анонимное письмо 1941 г., адресованное архиепископам и епископам Италии «Серьезная опасность для Церкви и верующих душ: Критическо-научная система в изучении и интерпретации Священного Писания, ее пагубные пути и искажения» (Enchiridion Biblicum. 522-533). В тексте письма полностью отрицалась научная методология в целях защиты т. н. медитативной экзегетики, наиболее отвечающей благочестивым чувствам верующих. В ответ П. б. к. указала на необходимость определения букв. смысла Свящ. Писания и изучения Библии на языках оригиналов; выступила в поддержку текстуальной критики и рекомендовала изучение древних вост. языков и проч. вспомогательных наук.

Вехой в преодолении последствий политики церковного консерватизма предшествующей эпохи стало письмо от 16 янв. 1948 г. секретаря П. б. к., бельг. библеиста и ориенталиста, доминиканца Ж. М. Восте (1883-1949; секретарь с 1939) франц. кард. Э. С. Сюару (1874-1949) об источниках Пятикнижия и историческом значении первых 11 глав кн. Бытие. Со ссылкой на энциклику папы Пия XII и 3 антимодернистских «ответа» П. б. к., посвященных данному вопросу, комиссия призвала всех католич. экзегетов «изучать эти проблемы... в свете разумной критики и результатов других наук» (Enchiridion Biblicum. 580). Восте подверг сомнению авторство Моисея и букв. смысл указанных глав и проч. «ответы» П. б. к., в т. ч. строгие ограничения, налагаемые на работу католич. ученых и оставленные без внимания в папской энциклике.

К важным научным достижениям в деятельности П. б. к. в этот период относится подготовка Восте 2-томного критического издания сир. текста творений Феодора Мопсуестийского в научной сер. «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» (1940), а также координация работы профессоров Папского библейского ин-та по изданию нового критического лат. перевода Псалтири (1941-1945).

8 мая 1949 г. секретарем П. б. к. стал нем. монах-бенедиктинец А. Миллер (1881-1963), профессор ВЗ в Папском ин-те св. Ансельма в Риме, автор нем. литургического перевода Псалтири и богослужебных гимнов (1924). В его обязанности входила инспекция научной деятельности П. б. к. и Папского библейского ин-та, в результате были официально закреплены нормы получения библейского образования как для профессуры, так и для семинаристов. Эти меры нашли поддержку в энциклике папы Пия XII «Humani generis» от 12 авг. 1950 г. Для документа характерна риторика, направленная против «интерпретации, которую некоторые называют духовной или мистической» (Enchiridion Biblicum. 552). Такие понятия, как «новая», «символическая и духовная экзегетика», в этот период носили негативную окраску, служили синонимом антинаучной экзегезы, не имевшей ничего общего с экзегезой отцов Церкви и «духовным смыслом» Писания. Благодаря работам А. де Любака и др. исследователей продолжилась дискуссия о «смыслах» Свящ. Писания, которая достигла кульминации к 50-м гг. XX в.

Энциклики и апостольские послания, предшествовавшие Ватиканскому II Собору, стремились отстоять авторитет Церкви в вопросах интерпретации Свящ. Писания и поддержать в рамках основной направленности интерес к специфическим вопросам научной методологии. Вновь обратились к энциклике «Spiritus Paraclitus» от 15 сент. 1920 г., в к-рой папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) поставил в пример блж. Иеронима Стридонского, отличавшегося послушанием по отношению к Церкви, «высочайшей учительнице Римских понтификов» (supremae per Romanos Pontifices magistrae - Enchiridion Biblicum. 461).

В 1954 г. П. б. к. выпустила 2-е издание, содержащее все церковные документы по вопросам интерпретации Свящ. Писания. В 1955 г. бенедиктинец А. Миллер провел презентацию издания (см.: Miller A. Das neue biblische Handbuch // Beneditinische Monatschrift. 1955. N 31. S. 49-50). Он был убежден в том, что каждый экзегет может проводить научные исследования, не ограничивая своей свободы декретами, к-рые не затрагивают вероучение и этику.

21 апр. 1964 г. П. б. к. издала инструкцию «Sancta Mater Ecclesia» об исторической достоверности Евангелий (Enchiridion Biblicum. 644-659). В ней говорится о возможности применения «положительных элементов, предлагаемых «методом истории форм» (Formgeschichte), чтобы должным образом пользоваться ими в целях более глубокого понимания Евангелий» (Ibid. 647; об этом см. в статьях Библеистика, Бультман). Применяя классическую схему историко-критической методологии (критика истории традиций, форм и редакций - Tradition-Form-Redactiongeschichte), экзегеты призваны обращать внимание на «3 стадии, посредством которых учение и жизнь Иисуса дошли до нас» (Ibid. 648): 1) служение Иисуса в сопровождении избранных Им учеников; 2) проповедь апостолов с характерным для нее «более ясным пониманием событий… вслед за прославлением Христа и просвещением их Духом истины» (Ibid. 649); 3) священные авторы, которые составили 4 Евангелия (Ibid. 651). Эти положения легли в основу параграфа, посвященного историческому характеру Евангелий (Ibid. 698), в догматической конституции II Ватиканского Собора «Dei Verbum» от 18 нояб. 1965 г. Т. о., плодотворным завершением работы дореформенной П. б. к. стало полноценное участие в подготовке соборной конституции «Dei Verbum», имеющей и в наст. время статус magna charta католич. экзегетики (см. в статьях Герменевтика библейская).

3-й этап (1971-1993): реорганизация П. б. к. и активизация ее научной деятельности.

В рамках реформ, предпринятых в соответствии с решениями II Ватиканского Собора, папа Римский Павел VI (1963-1978) motu proprio «Sedula cura» от 27 июня 1971 г. внес изменения в институциональную структуру П. б. к. Ее адм. база полностью перестраивалась на основании неск. нормативных статей, согласно к-рым: 1) в состав П. б. к. должны избираться не кардиналы и их консультанты, а преподаватели библейских дисциплин с разными научными взглядами, относящиеся к разным методологическим направлениям, выделяюшиеся своими «научными качествами, осмотрительностью и католической позицией по отношению к церковному учению» (ст. 3); 2) комиссия объединяется с Конгрегацией вероучения, префект к-рой ex officio становится президентом П. б. к. (ст. 1). Папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005) подтвердил это постановление апостольской конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. о реорганизации Римской курии. В итоге П. б. к. вместе с Международной богословской комиссией (Commissione teologica internazionale) становится важным консультативным органом, в сферу компетенции к-рого входят вопросы вероучения по представлению соответствующей конгрегации с сохранением независимости в делах внутренней компетенции; 3) по предложению различных орг-ций проводить ежегодные пленарные заседания, напр., во время работы международных епископских конференций, а также установить связи с др. ин-тами библейских исследований, в т. ч. некатолическими, и проводить консультации по введению новых стандартов в изучение библейских дисциплин.

К существенным изменениям в статусе П. б. к. относится расширение представительства ее членов (не более 20) со всех континентов. В новых исторических условиях это означает преодоление т. н. зап. изоляции, когда становится возможным узнать мнение представителей др. культур и услышать их предложения. Зависимость П. б. к. от Конгрегации вероучения проявлялась в выборе библейских тем и вопросов, обусловленных реалиями церковной жизни, по к-рым необходимо вынести суждение к указанному сроку. Поиск возможных ответов и решений происходил на основании строго научного экзегетического анализа соответствующих мест Свящ. Писания. Изучение текущих вопросов равномерно распределялось между всеми членами П. б. к. и имело единую идейную базу - энциклику «Divino Afflante Spiritu», инструкцию «Sancta Mater Ecclesia» и конституцию «Dei Verbum».

14 марта 1974 г. к этим основополагающим документам добавилось адресованное П. б. к. воззвание (аллокуция) папы Павла VI, к-рое было обнародовано в торжественной обстановке на 1-й пленарной ассамблее. В папском воззвании со ссылкой на соборную пастырскую конституцию «Gaudium et spes» от 7 дек. 1965 г. о жизни католич. Церкви в совр. мире даны практические инструкции по претворению в жизнь решений II Ватиканского Собора: основополагающие принципы церковного и нравственного порядка должны определять и направление библейских исследований (AAS. 1974. Vol. 66. P. 235-241). Также были пересмотрены действующие программы экзаменов по присвоению академических степеней в области библейских наук.

Перечисленные документы не только диктовали методологию и цели исследований для членов П. б. к., но и указывали научные ориентиры для католических ученых и экзегетов. В 1973 г. секретарем П. б. к. стал А. Декан (1916-1980), профессор НЗ, ректор Лёвенского католич. ун-та (1962-1968). В 1978 г. совместные труды по разработке единой научной методологии привели в итоге к постановке вопроса о взаимовлиянии Церкви и различных цивилизационных контекстов. По результатам работы пленарной ассамблеи П. б. к. в 1979 г. был опубликован сборник статей о воздействии культурного окружения на формирование священных текстов ВЗ и НЗ (Fede e cultura alla luce della Bibbia. Torino, 1980). Куратором издания и автором вступительного слова стал доминиканец Ж. Д. Бартелеми, профессор ВЗ на богословском фак-те Фрибурского ун-та.

П. б. к. вынесла суждения по спорным вопросам: 1) в 1975-1976 гг. изучалась проблема призвания женщины в библейском контексте, в частности, ее социальная роль в Свящ. Писании; 2) в 1977-1978 гг. рассматривалась тема Свящ. Писания в рамках освобождения теологии, не получившая, однако, закрепления в офиц. документах.

В 1983 г. секретарем П. б. к. стал франц. ученый А. Казель (1912-2009), профессор библейской экзегезы в Католическом институте в Париже (c 1966 президент-основатель Французской католич. ассоциации библейских исследований и докторантуры при ней, а также Б-ки библейских исследований (Bibliothèque Œcuménique et Scientifique d'Études Bibliques), ставшей одной из главных научных баз для библеистов Франции). В этот период были подготовлены к публикации 2 тома исследований по догматическим вопросам; с 1980 по 1983 г. над изданием работали экзегеты и богословы всех христ. конфессий. Первый том посвящен вопросам христологии в свете совр. понимания ВЗ и НЗ (Bible et christologie. P., 1984); при этом критический анализ текстов с литературной и исторической точек зрения не являлся приоритетным. Этот фундаментальный труд стал ответом на усиление в научных кругах интереса к вопросам мессианства Иисуса и попыткам его интерпретации в контексте т. н. поиска исторического Иисуса (см. в ст. Библеистика). Издание имело целью показать, как библейские тексты, подвергаемые критической оценке в контексте веры, позволяют лучше понять Христа в Его человеческой самобытности, в осознании Им Своей принадлежности к евр. народу, в Его единственных в своем роде отношениях с Богом Отцом. Второй том посвящен рассмотрению вопроса о различии восточной и западной традиций, об особенностях их богослужебных языков и канонических правил. Культурные различия стали еще более ощутимыми в контексте миссионерской деятельности Римско-католической Церкви в Индии, странах Африки и Японии. Вопрос о единстве Церкви приобрел особую значимость после II Ватиканского Собора: с одной стороны, Собор признал указанные различия, допустил совершение богослужений на национальных языках; с другой - поднял тему христ. единства. Работа комиссии проводилась с 1985 по 1988 г. и завершилась публикацией сб. «Единство и различия в Церкви» (Unità e diversità nella Chiesa. R., 1989).

4-й этап, с 1993 г.

В 1993 г. издана инструкция П. б. к. об экзегетических методах, практикуемых в Римско-католической Церкви,- «Интерпретация Библии в Церкви» (Interpretazione della Bibbia nella Chiesa) (см. также в ст. Герменевтика библейская). Работа по подготовке документа велась с 1989 г., особое внимание уделялось спорным вопросам библейской герменевтики. Идейным вдохновителем и одним из активных участников проекта был кард. Й. Ратцингер (папа Римский Бенедикт XVI в 2005-2013), префект Конгрегации вероучения (1981-2005), президент П. б. к. (1982-2005).

Папа Римский Бенедикт XVI. Фотография. 20 янв. 2006 г. Фото: С. Кожухов/wikimedia.commons
Папа Римский Бенедикт XVI. Фотография. 20 янв. 2006 г. Фото: С. Кожухов/wikimedia.commons

Папа Римский Бенедикт XVI. Фотография. 20 янв. 2006 г. Фото: С. Кожухов/wikimedia.commons

Издание документа было приурочено к юбилейным торжествам, связанным с деятельностью П. б. к. 23 июня 1993 г. в речи, посвященной 100-летию издания энциклики «Providentissimus Deus» и 50-летию обнародования энциклики «Divino Afflante Spiritu», папа Римский Иоанн Павел II отметил оригинальные черты инструкции «Интерпретация Библии в Церкви», излагающей в синтетическом виде следующие основные положения совр. католич. экзегетики и герменевтики: 1) открытость: принимаются во внимание все методы, подходы и способы прочтения Свящ. Писания, применяемые в совр. исследованиях, и даются практические рекомендации по их использованию при условии наличия в них необходимых элементов для целостной интерпретации библейского текста. Ни один из экзегетических методов не признается основополагающим, напротив, «имея отправной точкой историко-критический метод, лишенный философских и иных противоречащих истинам веры предпосылок, Церковь извлекает пользу из всех актуальных методологий, пытаясь найти в каждой из них «семя Слова»» (цит. по: Potterie et al. 1991. P. 22); 2) уравновешенность и умеренность: в документе гармонично сочетаются диахронические и синхронические методы, к-рые «взаимодополняют друг друга и являются в равной степени необходимыми для того, чтобы выявить во всей полноте истину, скрытую в тексте, и идти навстречу законным требованиям современных читателей» (Ibid. P. 23). Католич. экзегетика не ограничивается лишь человеческими аспектами библейского Откровения, что характерно для крайней позиции историко-критического метода, и тем более одними его Божественными аспектами, что нашло отражение в фундаментализме. Оба этих аспекта принимаются во внимание как единое проявление «Божественного «снисхождения» (Dei Verbum. 13), являющегося основанием всего Писания» (Ibidem).

С 1994 по 1996 г. работа П. б. к. была посвящена изучению темы универсализма спасения, дарованного Христом, и вопросов различия религий; с 1997 г.- взаимосвязи ВЗ и НЗ, а также исследованию иудео-христианских отношений. Эта работа завершилась пленарной ассамблеей 2001 г.; по ее результатам опубликован нормативный документ «Еврейский народ и его священные писания в христианской Библии» (Il popolo ebraico e le sue sacre Scritture nella Bibbia сristiana), регулирующий практическое использование талмудических, раввинистических, апокрифических и иных иудейских источников в экзегетических исследованиях (см. в ст. Папский библейский институт).

В последние годы издан ряд важных документов по библейско-богословским вопросам, напр., «Библия и нравственность: Библейские корни христианского поведения» (Bibbia e morale. Radici bibliche dell'agire cristiano; 11 мая 2008); «Богодухновенность и истинность Священного Писания: Слово, которое исходит от Бога и говорит о Боге, чтобы спасти мир» (Ispirazione e veritа della Sacra Scrittura: La Parola che viene da Dio e parla di Dio per salvare il mondo; 22 февр. 2014). Последний документ важен в силу его тесных взаимосвязей с православной герменевтикой: 1-я часть посвящена вопросу богодухновенности в смысле происхождения от Бога всех канонических книг Свящ. Писания; 2-я часть - понятию «истина» и его библейско-богословским коннотациям; 3-я часть освещает актуальные библейские проблемы и вопросы: исторические, нравственные и социальные (напр., насилие в Библии).

С 2017 г. президентом П. б. к. является кард. Л. Ф. Ладария-Феррер (род. в 1944), испан. богослов и патролог, профессор догматики в Григорианском университете. С 2014 г. обязанности секретаря П. б. к. исполняет П. Бовати (род. в 1940), профессор ВЗ в Папском библейском ин-те; с 2000 г. секретарем по техническим вопросам является А. Белано (род. в 1954), член Итальянской библейской ассоциации.

Лит.: Pirot L. Commission biblique // Dictionnaire de la Bible. Suppl. P., 1934. T. 2. Col. 103-113; Potterie I., de la, et al. L'esegesi cristiana oggi / Ed. L. Pacomio. Casale Monferrato, 1991; Enchiridion Biblicum: Documenti della Chiesa sulla Sacra Scrittura: Ed. bilingue / Ed. A. Filippi, E. Lora. Bologna, 1993; Grelot P. Il rinnovamento biblico nel XX secolo: Memorie di un protagonista / Trad. M. Paiano. Cinisello Balsamo, 1996; L'interpretazione della Bibbia nella Chiesa / Ed. G. Ghiberti, F. Mosetto. Leumann, 1998; Ratzinger J., card. Il rapporto tra magistero della Chiesa ed esegesi a 100 anni dalla costituzione della Pontificia Commissione Biblica // Atti della Giornata celebrativa per il 100 anniversario di fondazione della Pontificia Commissione Biblica. Vat., 2003. P. 50-61; Stock K. I cento anni della Pontificia Commissione Biblica // Ibid. P. 7-21; Gilbert M. Il Padre Lagrange: L'esegesi scientifica al servizio della Chiesa // Rivista di teologia dell'evangelizzazione. Bologna, 2005. Vol. 9. N 18. P. 461-476; Montagnes B. The Story of Father M.-J. Lagrange Founder of Modern Catholic Bible Study / Transl. B. Viviano. N. Y.; Mahwah (N. J.), 2006.
Иером. Филофей (Артюшин)
Ключевые слова:
Римская курия Папская Библейская Комиссия, консультативно-административный орган в составе Римской курии
См.также:
АГУСТОНИ Джильберто (род. в 1922), кард. католич. Церкви
АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде
АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ один из 3-х судебных органов Римской курии
ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии)